Главная » Файлы » Мои файлы

Творчество
[ Скачать с сервера (22.6 Kb) ] 20.12.2017, 17:16

Творчество (сообщение).

«Учитель всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды она нетерпима на уроке музыки» Д.Б. Кабалевский

. Поэтому каждый урок музыки невозможен без детского творчества .

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира.

 

Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

Музыкальное искусство служит терапевтическим средством.

Ритмотерапия (музыкально-ритмические упражнения ) помогают добиться эмоциональной разрядки, снять утомление.

Арттерапия – изучение звуком, музыкой, движением, цветом.

Терапия творчеством (выполнение творческих заданий) на уроках музыки, является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния школьников.

Сказкотерапия служит поддержкой душевного мира детей. Сказка дарит надежды и мечты – предощущение будущего.

Игровые приемы : Например: (Командная игра) у учителя стоит задача дать детям сведения о жизненном и творческом пути композитора. ( об истории создания какого-либо произведения). Он готовит плакат, на котором разными цветами, в разных направлениях, вдоль и поперёк листа, разными шрифтами написаны сведения, которые он мог бы изложить в своём рассказе. После краткого вступительного слова на доску вешается этот плакат. Детям предлагается некоторое время для его изучения. Кто желает, может подойти к плакату. Время заранее объявляется и отслеживается по часам. Затем плакат снимается. Команды на своём общем листе должны записать то, что они запомнили. А затем обменяться с другой командой, проверяя друг у друга записи. Если нужно, дописывают недостающие факты фломастером или карандашом другого цвета и выставляют оценки.

Метод пластического интонирования обеспечивает ощущение музыки через движение и пластику, его целесообразно применять при инсценировании музыкального произведения; при разучивания текста песни; при выражении содержания музыки пластикой жестов, тела, мимики. (Например: поиграть в ассоциации: что такое добро и зло? Добро-это мама, любовь, волшебная Фея. Можно предложить детям походить по классу (легко, мягко, плавно, с правильной осанкой.) Показать руками, телом, мимикой. Извлечь звуки на инструменте, показать где, в каком регистре, коснуться клавиш. Зло -это ураган, вихрь, война, баба-яга. Показать жесты, мимику. Коснуться клавиш в нужном регистре. При разучивании новой песни , также, можно жестом передать ее содержание. Жест должен быть выразительным и соответствовать особенностям мелодии (плавное или легкое звучание, долгие или короткие длительности).

 

На уроке в 5 классе после слушания фрагмента «Поет зима, аукает…» из кантаты «Памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова на стихи С. Есенина ученики по мере усвоения произведения, пришли к выводу, что и в музыке, и в тексте одинаково отображен характер трех разных образов: суровой, беспощадной зимы, маленьких и беззащитных воробышков, красавицы- весны. Реализация метода пластического интонирования позволила детям не только описать образы, возникающие в стихотворении, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыкального произведения меняется характер пластического жеста: зима – резкий, размашистый жест, для образа воробышков характерен мелкий кистевой жест, весну изображали плавными движениями рук.

 

.

Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

“Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно)

образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

Презентации. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.

Игры- путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.

Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель» . Это игры на знание средств музыкальной выразительности.

Для развития у учащихся целостного восприятия музыкального произведения я использую ролевую игру «Художники — декораторы».

В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту.

-Следующий творческий прием – Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» даётся задание нарисовать словесный портрет героя музыкального произведения.

Иди другой вариант- через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели , не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.

Назову ещё несколько игровых приёмов, развивающих творческие способности детей и способствующих развитию мышления – «Найди пропущенное слово» и, наоборот, «найди ненужное слово». Эти задания ребята выполняют как устно, так и письменно.

«Логические цепочки» и «Ассоциативные сети». Эти игры я использую начиная с 5 класса. Ребята учатся совершать логический переход от одного понятия к другому в три- четыре промежуточных слова (например: в 8 классе в теме «Что значит современность в музыке» нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка»-

современность — жизнь; жизнь — красота; красота — музыка.)

Учатся узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям.

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: l_skorik
Просмотров: 183 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar


uCoz
Copyright MyCorp © 2024