Урок музыки в 7 классе «Авторский замысел в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»
(Составила учитель музыки и искусства МБОУ»СОШ№12№ г.Энгельса Саратовской области.Скорик Лариса Германовна)
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое значение имеет музыка в жизни человека?
( Музыка помогает понять друг друга, может сплотить людей, может вдохновить, помогает отдохнуть , расслабиться, передать настроение, мысли, чувства, рассказать о каких-либо событиях)
Сейчас мы с вами послушаем послание, которое я получила и, вы мне скажете, о чём оно или о ком, а может быть о каком-то событии, вам известном.
«В минувшую субботу в устье реки Каяла произошло столкновение передовых частей дружины новгородского князя Игоря-Северского и половецкого войска, под командованием хана Кончака. В результате жестокого боя дружина князя Игоря была жестоко разбита, а князь захвачен в плен».
_ Вы слышали что-нибудь об этом?
- Где?
- Какое произведение нужно было изучать, чтобы узнать об этом событии?
(Слово о полку Игореве, оперу А. Бородина «Князь Игорь»)
Слайд№1
- Вы знаете, у этой оперы есть одна особенность. В отличие от многих эпических опер, она посвящена не победе, а поражению.
На прошлом уроке вы познакомились с образом князя Игоря и узнали его как человека, любящего свою родину и свой народ.
Но у этой оперы есть и другая сторона.
Вы знаете, что опера – это драма, конфликт, столкновение двух противоборствующих сторон или сил.
Кто же является в опере А. Бородина противоположной стороной конфликта?
(Половцы).
А кто такие половцы?
(Дикий, кочевой народ)
- Если Игоря композитор показал (каким?) – Любящим свой народ и родину человеком, то какими же показал половцев?
У А. Бородина на этот счёт была своя идея, своя задумка. Как вы думаете, в чём она?
- И это я предлагаю сделать темой нашего урока.
Слайд№2
Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы понять этот замысел?
(Прослушать, посмотреть сюжет, прочитать, вникнуть)
- Совершенно верно. А я предлагаю смоделировать музыку для образа половцев, которая могла бы прозвучать в опере.
-Для этого нам нужно от чего-то оттолкнуться. Композитор всегда ищет какой-то источник вдохновения : литература, история, изобразительное искусство, художественные образы.
_Нам с вами так же нужно оттолкнуться отчего-то и мы будем это делать на основе «Слова о полку Игорева»
-Но автор не даёт подробной характеристики, описания половцев. Поэтому я предлагаю представить образ половцев познакомившись с последствиями разрушительных действий половцев.
«…Мёртвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев…»
Слайд№3
(Даётся 1 минута, для того чтобы описать определение половцев. Работа в группах)
На доске:
Текст Половцы Музыка
Жестокие радостные
Беспощадные смелые
Целеустремленные гордые
Мстительные уверенные
Воинственные веселые
- Словесный портрет образа половцев определился достаточно четко
И Бородин как и вы долго думал, каким будет образ половцев в опере. Для этого он изучал литературу, историю, много ездил по местам, где жили половцы, изучал их культуру, музыку, быт. И во 2-м действии он переносит нас с вами в половецкий стан и посвящает половцам огромный музыкальный фрагмент – сюиту, в которой обЪединяет балетную группу и хор.
Слайд№4
Наверно всем не терпится послушать, что же это за музыка. Но мы с вами выступаем в роли композиторов. Для этого мы смоделируем музыку-образ половцев.
Слайд№5
Давайте взглянем на свои листочки, посмотрим на характеристику и попробуем ощутить интонацию, которая могла бы стать основой , для характеристики половцев. Несколько характеристик вы видите на доске. Есть ли среди них та, которая созвучна музыке, которая могла бы звучать внутри вас.
(Подбирают определения интонации)
-А теперь давайте представим сердитого, жестокого, яростного половца и на счёт «3» покажите, пожалуйста жест, который он мог бы сделать, который его бы характеризовал. (показывают движение рукой вперед со сжатым кулаком резким движением)
- В этом движении прослеживается прообраз будущей мелодии. (знаете почему?) потому что здесь собраны все выразительные средства музыки.
Слайд№6
Давайте проанализируем нашу будущую интонацию, которая звучала у нас внутри, которая выразилась в этом жесте.
Выбираем: основу музыки (маршевая),
Слайд №7
Характер движения мелодии: (отрывистая)
Слайд№8
Ритм: (ровный)
Показ дирижерского движения.
Слайд №9
Темп: (быстрый)
-А зачем же это нужно?
(потому что медленно – это проявление слабости и неуверенности)
Слайд№10
Динамика (крещендо)
Слайд№11
(музыка должна быть яркой, подчеркнуть могущество)
(Выставляется на доске готовая модель музыки из выбранных средств муз. Выразительности)
-Обращаю ваше внимание на то, как музыкальные средства использует композитор.А так же почувствовать и увидеть в этой музыке половцев.
На листочках записать определения половцев, которые может охарактеризовать их в музыке композитор
Слайд№12
Слушание.
- Ожидали услышать такую музыку? Что её отличает от нашей модели?
Какая интонация? Мы ожидали услышать воинственную, а услышали веселую, задорную, решительную музыку.
А с точки зрения музыкальной выразительности, в чём мы не совпали с композитором?
Пунктирный ритм, Танцевальная основа музыки.
Какими мы их увидели?
(Радостными, смелыми, гордыми, уверенными в себе, стремительными и т. д.)
И образ этих половцев отличается оттого образа, который мы с вами нарисовали.
А как вы думаете, в чём ошибка? Может быть А. Бородин не читал «Слово…»?
Почему он нарисовал врагов именно такими?
(Они тоже, как и мы умеют радоваться, умеют веселиться – это показывает их с положительной стороны)
Инсценировка половецких плясок с детьми на уроке.
Приглашаются дети к доске, показывают движения: танцы, песни, радость, ликование, торжество.
- Если мы находимся в театре, не хватает чего? Музыки. (Под музыку продолжают движение. Садятся на свои места.)
- А теперь смотрим видео.
- Как вы считаете, совпала наша модель с увиденным?
-Мне кажется, мы с вами угадали и точно изобразили. Мы почувствовали музыку , образ половцев и авторский замысел.
И так, если подвести итог урока, то в чем замысел А. Бородина? Что он хотел нам рассказать о половцах? Что это за люди? Как они живут?
(Половцы не только умеют воевать, грабить, но и могут так же быть веселыми, радоваться жизни у них есть другая сторона жизни.)
- к чему призывает нас композитор?
(не судить о людях, не узнав их жизнь. Показал культуру народа с их песнями, плясками. Призывает к взаимопониманию и взаимоуважению).
Но половецкие пляски этим не заканчиваются. В этой сцене есть еще один образ – это половецкие девушки – пленницы, которых привозят в стан из заваёванных стран. В этой сцене девушки поют очень красивую песню, мелодию, которой мы с вами обязательно слышали.
- Подумайте, пожалуйста, чем пронизаны мелодии хора? Почувствуйте, о чем они поют?
(Если я не могу попасть в край родной, то пусть хотя бы песня летит. Мелодия пронизана тоской, любовью к родине)
- Какая интонация?
(Плавно, нежно и легко)
Распевание на «У-у-о-о» по квинтам
Пение песни половецких девушек.
- Я надеюсь, что вы запомните эти мелодии, они поселятся в вашем сердце и вы унесете их с собой.
Ассоциация: урок музыки – урок (творчества, искусства, истории, души)
|