Главная » Статьи » Мои статьи

«Авторский замысел в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»

Урок музыки в 7 классе «Авторский замысел в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»

(Составила учитель музыки и искусства МБОУ»СОШ№12№ г.Энгельса Саратовской области.Скорик Лариса Германовна)

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое значение имеет музыка в жизни человека?

( Музыка помогает понять друг друга, может сплотить людей, может вдохновить, помогает отдохнуть , расслабиться, передать настроение, мысли, чувства, рассказать о каких-либо событиях)

Сейчас мы с вами послушаем послание, которое я получила и, вы мне скажете, о чём оно или о ком, а может быть о каком-то событии, вам известном.

«В минувшую субботу в устье реки Каяла произошло столкновение передовых частей дружины новгородского князя Игоря-Северского и половецкого войска, под командованием хана Кончака. В результате жестокого боя дружина князя Игоря была жестоко разбита, а князь захвачен в плен».

_ Вы слышали что-нибудь об этом?

- Где?

- Какое произведение нужно было изучать, чтобы узнать об этом событии?

(Слово о полку Игореве, оперу А. Бородина «Князь Игорь»)

Слайд№1

- Вы знаете, у этой оперы есть одна особенность. В отличие от многих эпических опер, она посвящена не победе, а поражению.

На прошлом уроке вы познакомились с образом князя Игоря и узнали его как человека, любящего свою родину и свой народ.

Но у этой оперы есть и другая сторона.

Вы знаете, что опера – это драма, конфликт, столкновение двух противоборствующих сторон или сил.

Кто же является в опере А. Бородина противоположной стороной конфликта?

(Половцы).

А кто такие половцы?

(Дикий, кочевой народ)

- Если Игоря композитор показал (каким?) – Любящим свой народ и родину человеком, то какими же показал половцев?

У А. Бородина на этот счёт была своя идея, своя задумка. Как вы думаете, в чём она?

- И это я предлагаю сделать темой нашего урока.

Слайд№2

Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы понять этот замысел?

(Прослушать, посмотреть сюжет, прочитать, вникнуть)

- Совершенно верно. А я предлагаю смоделировать музыку для образа половцев, которая могла бы прозвучать в опере.

-Для этого нам нужно от чего-то оттолкнуться. Композитор всегда ищет какой-то источник вдохновения : литература, история, изобразительное искусство, художественные образы.

_Нам с вами так же нужно оттолкнуться отчего-то и мы будем это делать на основе «Слова о полку Игорева»

-Но автор не даёт подробной характеристики, описания половцев. Поэтому я предлагаю представить образ половцев познакомившись с последствиями разрушительных действий половцев.

«…Мёртвыми усеяно костями,

Далеко от крови почернев,

Задымилось поле под ногами,

И взошел великими скорбями

На Руси кровавый тот посев…»

Слайд№3

(Даётся 1 минута, для того чтобы описать определение половцев. Работа в группах)

На доске:

Текст Половцы Музыка

Жестокие радостные

Беспощадные смелые

Целеустремленные гордые

Мстительные уверенные

Воинственные веселые

 

- Словесный портрет образа половцев определился достаточно четко

И Бородин как и вы долго думал, каким будет образ половцев в опере. Для этого он изучал литературу, историю, много ездил по местам, где жили половцы, изучал их культуру, музыку, быт. И во 2-м действии он переносит нас с вами в половецкий стан и посвящает половцам огромный музыкальный фрагмент – сюиту, в которой обЪединяет балетную группу и хор.

Слайд№4

Наверно всем не терпится послушать, что же это за музыка. Но мы с вами выступаем в роли композиторов. Для этого мы смоделируем музыку-образ половцев.

Слайд№5

Давайте взглянем на свои листочки, посмотрим на характеристику и попробуем ощутить интонацию, которая могла бы стать основой , для характеристики половцев. Несколько характеристик вы видите на доске. Есть ли среди них та, которая созвучна музыке, которая могла бы звучать внутри вас.

(Подбирают определения интонации)

-А теперь давайте представим сердитого, жестокого, яростного половца и на счёт «3» покажите, пожалуйста жест, который он мог бы сделать, который его бы характеризовал. (показывают движение рукой вперед со сжатым кулаком резким движением)

- В этом движении прослеживается прообраз будущей мелодии. (знаете почему?) потому что здесь собраны все выразительные средства музыки.

Слайд№6

Давайте проанализируем нашу будущую интонацию, которая звучала у нас внутри, которая выразилась в этом жесте.

Выбираем: основу музыки (маршевая),

Слайд №7

Характер движения мелодии: (отрывистая)

Слайд№8

Ритм: (ровный)

Показ дирижерского движения.

Слайд №9

Темп: (быстрый)

-А зачем же это нужно?

(потому что медленно – это проявление слабости и неуверенности)

Слайд№10

Динамика (крещендо)

Слайд№11

  • (мажор) Почему?

(музыка должна быть яркой, подчеркнуть могущество)

(Выставляется на доске готовая модель музыки из выбранных средств муз. Выразительности)

-Обращаю ваше внимание на то, как музыкальные средства использует композитор.А так же почувствовать и увидеть в этой музыке половцев.

На листочках записать определения половцев, которые может охарактеризовать их в музыке композитор

Слайд№12

Слушание.

- Ожидали услышать такую музыку? Что её отличает от нашей модели?

Какая интонация? Мы ожидали услышать воинственную, а услышали веселую, задорную, решительную музыку.

А с точки зрения музыкальной выразительности, в чём мы не совпали с композитором?

Пунктирный ритм, Танцевальная основа музыки.

Какими мы их увидели?

(Радостными, смелыми, гордыми, уверенными в себе, стремительными и т. д.)

И образ этих половцев отличается оттого образа, который мы с вами нарисовали.

А как вы думаете, в чём ошибка? Может быть А. Бородин не читал «Слово…»?

Почему он нарисовал врагов именно такими?

(Они тоже, как и мы умеют радоваться, умеют веселиться – это показывает их с положительной стороны)

Инсценировка половецких плясок с детьми на уроке.

Приглашаются дети к доске, показывают движения: танцы, песни, радость, ликование, торжество.

- Если мы находимся в театре, не хватает чего? Музыки. (Под музыку продолжают движение. Садятся на свои места.)

- А теперь смотрим видео.

- Как вы считаете, совпала наша модель с увиденным?

-Мне кажется, мы с вами угадали и точно изобразили. Мы почувствовали музыку , образ половцев и авторский замысел.

И так, если подвести итог урока, то в чем замысел А. Бородина? Что он хотел нам рассказать о половцах? Что это за люди? Как они живут?

(Половцы не только умеют воевать, грабить, но и могут так же быть веселыми, радоваться жизни у них есть другая сторона жизни.)

- к чему призывает нас композитор?

(не судить о людях, не узнав их жизнь. Показал культуру народа с их песнями, плясками. Призывает к взаимопониманию и взаимоуважению).

Но половецкие пляски этим не заканчиваются. В этой сцене есть еще один образ – это половецкие девушки – пленницы, которых привозят в стан из заваёванных стран. В этой сцене девушки поют очень красивую песню, мелодию, которой мы с вами обязательно слышали.

- Подумайте, пожалуйста, чем пронизаны мелодии хора? Почувствуйте, о чем они поют?

(Если я не могу попасть в край родной, то пусть хотя бы песня летит. Мелодия пронизана тоской, любовью к родине)

- Какая интонация?

(Плавно, нежно и легко)

Распевание на «У-у-о-о» по квинтам

Пение песни половецких девушек.

- Я надеюсь, что вы запомните эти мелодии, они поселятся в вашем сердце и вы унесете их с собой.

Ассоциация: урок музыки – урок (творчества, искусства, истории, души)

Категория: Мои статьи | Добавил: l_skorik (07.05.2017)
Просмотров: 855 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar


uCoz
Copyright MyCorp © 2024